1 Пояснительная записка Учебный план МАДОУ детский сад № 571 разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020 №373; - Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 Об утверждении санитарных правил и норм. СанПин 1.2.368521 «Гигиенические нормативы т требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; - Уставом МАДОУ детский сад № 571. Учебный план МАДОУ детский сад № 571 является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности. В структуре учебного плана выделяются: - обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет 80% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования); - часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет примерно 20% и обеспечивает выполнение регионального компонента примерной образовательной программы дошкольного образования, а также парциальных программ по выбору участников образовательных отношений. Содержание педагогической работы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», которые входят в структуру образовательной деятельности (занятие). Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности. В каждой образовательной области определены виды образовательной деятельности с детьми (как сквозные механизмы развития ребенка). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику детского сада; позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет» / Н. В. Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019г., «Дети и денежные отношения: парциальная программа финансового воспитания дошкольников» Н.А. Кузнецова, – Екатеринбург, 2019, создает условия для развития детей в соответствии с комплексом образовательных областей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно2 эстетическое развитие» отражено в расписании как «непосредственно образовательная деятельность» (НОД). Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» в первой младшей, во второй младшей, средней группах реализуется в ходе режимных моментов, в старшей и подготовительной группе в ходе НОД (занятие). НОД (занятие) как «условные часы» используются как одна из форм образовательной деятельности, кроме этого в учебном плане отражены основные виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО наиболее характерные для каждого возраста детей. Количество и продолжительность непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН): - Продолжительность образовательной деятельности: -для детей от 2 до 3 лет не более 10 минут, - для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, - для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, - для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. В середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации образовательной деятельности с 2 до 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МАДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. В летний период НОД (занятия) не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. 3 Учебный план образовательной деятельности Образовател ьная деятельность Образовательн ая деятельность в ходе режимных моментов (в том числе с учетом программы «СамоЦвет») Задачи Вид образователь деятельност ной и детей деятельности Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Ребенок в семье и обществе Самообслужив ание, самостоятельно сть, трудовое воспитание Формирование основ безопасности Объем нагрузки в неделю (количество) 1 младшая Средняя Старшая Подготогруппа группа группа вительная группа Обязательн ая часть Социально – коммуникативное развитие игровая /коммуникати вная + + деятельность игровая деятельность + + самообслужи вание и элементарны + + й бытовой труд познавательн оисследовател + + ьская деятельность Непосредствен Приобщение Игровая, но детей к разным коммуникати образовательна видам вная + + я деятельность социальной деятельность культуры Познавательное развитие Непосредствен Развитие познавательн 1 но элементарных ообразовательна математически исследовател я деятельность х ьская представлений деятельность Ознакомление Ребенок и 1 1 с окружающим окружающий миром мир Образовательн Ознакомление познавательн ая с миром о+ деятельность в природы исследовател + ходе режимных ьская моментов деятельность Развитие Конструирова творческой ние, + + личности творческая активность + + + + + + + + 1 1 1 1 1 1 + + + + 4 Речевое развитие Непосредс Развитие речи игровая/познават 1 1 1 1 твенно ельная образовате деятельность/ льная коммуникативна деятельнос я ть Подготовка к игровая/познават обучению ельная грамоте деятельность/ 1 1 коммуникативна я Образоват Ознакомление восприятие ельная с художественной деятельнос художественно литературы и ть в ходе й литературой фольклора + + + 1 режимных и фольклором моментов/ НОД Художественно – эстетическое развитие Непосредс Музыкальная музыкальная 2 2 2 2 твенно деятельность активность образовате льная Изобразительн изобразительная 2 2 3 3 деятельнос ая деятельность ть деятельность (рисование, лепка, аппликация) Образоват Приобщение к познавательноельная искусству исследовательск деятельнос ая / + + + + ть в ходе изобразительная режимных деятельность моментов Физическое развитие Непосредс Физическое двигательная 3 3 2 2 твенно развитие образовате льная двигательная 1 1 деятельнос Физическое развитие (улица) ть Образоват Формирование познавательноельная начальных исследовательск деятельнос представлений ая + + + ть в ходе о здоровом + режимных образе жизни моментов Часть, формируемая участниками образов ател ьн ых отнош ений Непосредс Формирование Коммуникативна 1 1 твенно основ я, образовате экономической познавательнольная грамотности исследовательск деятельнос ая. Программа ть «Дети и денежные отношения» 5 Образоват ельная деятельнос ть в ходе режимных моментов Развитие познавательноисследовательс кой деятельности Коммуникативна я, познавательноисследовательск ая. Программа «СамоЦвет» Развитие познавательноисследовательск ой деятельности, социализация, ознакомление с окружающим миром, приобщение к искусству, физическое развитие. ознакомление с художественной литературой (чтение перед сном) Игровая/познавате льноисследовательская деятельность. В рамках реализации программы «СамоЦвет», программы «Дети и денежные отношения». Количество непосредственной образовательной деятельности в неделю Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста (Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 Об утверждении санитарных правил и норм. СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы т требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания») Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста Продолжительность занятиями, не менее перерывов между 1 1 + + + + + + + + 10 10 15 15 не более 10 мин. не более 20 мин. не более 25 мин. не более 30 мин. не более 20 мин. не более 40 мин. не более 50 мин. или 75 мин. при организации 1 занятия после дневного сна 10 мин. 90 мин. 6