Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста Игралочка 31.08.2023 — копия

1

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
II.
2.1.
2.1.1.
2.2.
2.2.1.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Концепция, цели и задачи программы
Прогнозируемые результаты программы
Содержательный раздел
Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».
Прогнозируемый результат
Курс «Развитие математического мышления в начальном
курсе математики».
Прогнозируемый результат
Организационный раздел
Планирование занятий по курсу «Развитие речи
дошкольников с элементами обучения грамоте»
Планирование занятий по курсу «Раз-ступенька, дваступенька»
Учебный план
Календарный учебный график
Оценочные материалы
Материально-техническое обеспечение
Обеспечение методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Приложение 1 Подвижные игры.
Приложение 2 Краткое описание дидактических игр,
используемых для развития речи в процессе обучения
дошкольников.
Приложение 3
Примерные задания на развитие
мышления, внимания, воображения, используемых для
развития математических способностей дошкольников.

3
4
6
7
8
8
9
10
12
14
15
16
16
17
18
19

26

2

Пояснительная записка.
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской
Федерации, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в
дошкольном его звене, в частности. Проблема разной подготовленности детей на пороге
школы существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни. Одним
из путей решения вопросов выравнивания стартовых возможностей детей из разных
социальных групп и слоѐв населения стало предшкольное образование. Переход от
дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места
ребѐнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни.
Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов
взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие
способностей каждого индивида, а с другой – вхождение его в это общество
(социализацию). Особенностью концепции предшкольного образования является то, что
она одновременно решает две задачи:
1) подготовить детей к обучению как новому для них виду деятельности (мотивационная
готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
2) подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со
взрослыми и сверстниками и пр.).
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это
обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику
довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только
к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где
любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы
эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий
первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных
действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД,
предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет
основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному
обучению является еще одной не менее важной целью программы. Программа решает
задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и
психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

3

Концепция, цели и задачи.
Главное назначение курса - подготовка детей к школе в интеллектуальном плане,
развитие мотивации к обучению, способствование сокращению адаптационного периода в
1 классе.
Предлагаемый курс дает возможность интенсивно развивать познавательные и
творческие способности детей, интеллект, развивать все виды речевой деятельности
(умение слушать и говорить, читать и писать), прививать навыки культуры речевого
общения, развивать интерес к языку, речи и литературе, совершенствовать эстетическое и
нравственное отношение к окружающему.
Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Содержание
материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и
физиологии современного дошкольника.
Актуальность. Заботиться о современном развитии речи ребѐнка необходимо
начинать в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших
учѐных таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других, процесс развития речи ребѐнка
таков: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция
слогов, все последующие совершенствования речи стоят в прямой зависимости от степени
тренировки движения пальцев. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть
руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С точки зрения проекции
руки есть ещѐ одна речевая зона мозга, то есть для успешного развития речи необходимо
развивать кисть ребѐнка.
Концепция программы базируется на следующих принципах:




















уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании
с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм приведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; 
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании
школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к
более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после
полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать
и закреплять механизмы реализации функции.

Она может быть использована для детей не посещающих детский сад.
Образовательный процесс включает в себя такие виды деятельности, как игровая
деятельность, продуктивная деятельность, познавательная деятельность, элементарная
математика, развитие речи. В каждый вид деятельности включены наиболее приемлемые
для данного возраста игры, наблюдения, темы для общения, подвижные игры. При
составлении содержания образовательного процесса учитывались: доступность его детям,
развивающий и воспитывающий характер, занимательность, последовательность.
Курс подготовки детей к школе вводится в связи с потребностью общества в том, чтобы,
по возможности, каждый ребенок хорошо учился, не уставал, не болел, был весел и

4

жизнерадостен. Это возможно, если, помочь ребенку, подготовить его к обучению в школе.
За основу готовности детей к школе принимается некоторый необходимый уровень
развития ребенка. Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста
6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание,
устанавливать связи между явлениями и событиями, а также развитие тонких движений
руки и их координации. Эмоциональная зрелость - это умение длительно выполнять не
очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная
зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое
поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и
выполнять указания учителя.
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах
дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования
к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:













физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками:
самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает 
элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями,
животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и
сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме
o Отсюда и вытекают основные задачи курса.

развитие психических процессов:
логического мышления, памяти,

произвольного
внимания;

формирование познавательных интересов;

воспитание ответственного отношения к труду; 

развитие произвольности поведения.

В тематическом планировании указаны темы и примерное количество занятий,
которое может быть изменено педагогом, в зависимости от более или менее успешного
прохождения программы, усвоения детьми необходимых знаний и формирования умений
и навыков.
Объем программы рассчитан на два года (с сентября до конца мая) по 1 разу в неделю
проводятся:
1. Развитие речи дошкольников с элементами обучения грамоте продолжительностью
25 мин. (для детей 5-6 лет), 30 мин. (для детей 6-7 лет).
2. Развитие математической логики в начальном курсе математики
продолжительностью 25 мин. (для детей 5-6 лет), 30 мин. (для детей 6-7 лет).

5

Прогнозируемые результаты программы.
Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут
уметь:
соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;
свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;
знать «соседей» числа;
решать простые задачи (в одно действие);
на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный,
твѐрдый - мягкий, звонкий - глухой);
6. составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;
7. пересказывать небольшие тексты;
8. правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
9. выполнять на слух инструкции для обучающегося;
10. ориентироваться в пространстве и времени, понимать отношение части и целого,
11. решать и составлять простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
12. решать логические задачи;
13. самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму,
величину, пропорции и цвет предмета.
1.
2.
3.
4.
5.

После завершения обучения в группах подготовки к школе проводится диагностика,
включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном
пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест
на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.
Механизм оценки результатов освоения программы:
1. наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с
родителями.
2. формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование
текста.
3. взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.

6

II.
Содержательный раздел
2.1. Курс «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению
чтению, письму и ведѐт работу по совершенствованию устной речи.
Программа направлена на общее развитие ребѐнка, посредством которого создаѐтся
прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трѐм направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;
-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования
грамматического строя языка ребенка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной
форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка,
формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается
осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка
к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на
определенные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково еѐ назначение, и
еѐ особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на
отчѐтливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из
речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению
механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи
в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают
технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых
слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат,
особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие
процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов,
так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета
одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна
ограничиваться
очень
беглым
осмотром
экспонируемого
предмета,
так
что
складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на
воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет,
но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной
конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата
руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает
тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Таким образом, программа курса «Развитие речи дошкольников с элементами обучения
грамоте» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
2.1.1. Прогнозируемый результат:

7

- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность,
просьба;
- правильно произносить все звуки;
-отчѐтливо и ясно произносить все слова;
-выделять из слов звуки;
-находить слова с определѐнным звуком;
-определять место звука в слове;
-соблюдать орфоэпические нормы произношения;
-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
-соблюдать элементарные гигиенические правила; -ориентироваться на странице в тетради.
2.2. Курс «Развитие математического мышления в начальном курсе математики»
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм
представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип
ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего
в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и
особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям,
чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из
важнейших
задач. Но
столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и
систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через
развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и,
конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:
арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и
др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в
окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве
простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательнологическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и
обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия,
воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у
детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности
ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и
структурированием заданий, формой их представления,
доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста. Среди
методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных
предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти
методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается
практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический
материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями
геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п. Большое внимание уделяется
формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми,

8

работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и
геометрическим раздаточным материалом,
пользоваться
тетрадью с печатной основой и др. Использование специально
отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее
развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
2.2.1. Прогнозируемый результат:
— знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь
считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять
число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
— знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг),
различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
— проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции
(сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по
заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения
заданий и др.)

9

III.
3.1.
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.

Организационный раздел

Планирование занятий по курсу «Развитие речи дошкольников с элементами
обучения грамоте» (5-7 лет)
1 раз в неделю (сентябрь - май)
Дата по

Дата по

плану

факту

Тема занятия

Примечание
(стр. по
учебнику)

Знакомство с азбукой.
Буква Аа и звук а.
Буква Уу и звук у.
Буква Оо и звук 0.
Закрепляем буквы Аа, Уу, Оо.
Буква Мм и звук м.
Буква Сс и звук с.
Учимся соединять буквы.
Читаем буквы и слоги.
Соединяем буквы, читаем слоги.
Снова учимся соединять буквы.
Читаем слитно.
Читаем слитно.
Буква Хх и звук х.
Буква Рр и звук р.
Буква Шш и звук ш.
Соединяем буквы, читаем слоги. С-Ш
Буква ы и звук ы.
Буква Лл и звук л.
Соединяем буквы, читаем слоги. Л-Р
Буква Нн и звук н.
Читаем слитно
Буква Кк и звук к.
Буква Тт и звук т.
Буква Ии и звук и.
Читаем слитно
Буква Пп и звук п.
Буква Зз и звук з.
Соединяем буквы, читаем слоги. С-З
Буква Йй и звук й.
Буквы Й , И
Буква Гг и звук г.
Соединяем буквы, читаем слоги. Г-Ш
Буква Вв и звук в.
Читаем слитно
Буква Дд и звук д.
Соединяем буквы, читаем слоги. Д-Т

4
5
6
7
8
9
10
11-13
14
15
16-17
18-19
20-21
22
23
24
25
26-27
28-29
30
31-32
33
34-35
36
37-38
39-40
40-41
42-43
43-44
45
46
47-48
49-50
51
52

10

38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Буква Бб и звук б.
Соединяем буквы, читаем слоги. Б-П
Читаем слитно
Буква Жж и звук ж.
Соединяем буквы, читаем слоги. Ж-З
Соединяем буквы, читаем слоги. Ж-Ш
Буква Ее и звук е.
Буква мягкий знак.
Читаем слитно
Буква Яя и звук я.
Читаем слитно
Разделительный мягкий знак. Читаем слитно
Читаем слитно
Буква Юю и звук ю.
Читаем слитно
Буква Ёѐ и звук ѐ.
Читаем слитно
Буквы Е-Ё. Читаем слитно
Буква Чч и звук ч.
Читаем слитно
Буквы Ч-С-Ш, Ч-ТЬ
Буква Ээ и звук э.
Буква Цу и звук ц.
Буквы Ц-С
Буква Фф и звук ф.
Буква Щщ и звук щ.
Читаем слитно
Твѐрдый знак.
Алфавит.

53
54-55
56-57
58
59
60
61-63
64-65
66-67
68
69
70
71
72
73
74-75
76-77
78-79
80
81-82
82-83
84
85-86
87
88-89
90-91
92
93-95

11

3.2. Планирование занятий по курсу «Раз-ступенька, два-ступенька»
(5 - 7 лет)
1 раз в неделю (сентябрь - май)
Используется учебно-методический комплект:
Л.Г. Петерсон «Ра з- ступенька, два-ступенька» в двух частях. Изд. «Ювента»
Учебник: Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина «Раз-ступенька, два-ступенька…»
Математика для детей (1,2 части)
№
Дата
Дата
Примечание
занятия
по
по
Тема занятия
(Занятия по
плану
факту
учебнику)
Свойство предметов.
Часть 1 1
1.
2.
Объединение предметов в совокупности по
2
общему свойству.
3.
Объединение предметов в совокупности по
3
общему свойству.
Свойство предметов. Сравнение совокупностей.
4-5
4.
Свойство предметов. Сравнение совокупностей.
6-7
5.
Сравнение совокупностей. Знаки = и =.
8-9
6.
7.
Сравнение совокупностей. Знаки = и =.
10-11
8.
Сравнение совокупностей. Знаки = и =.
12-13
9.
Сложение. Переместительное свойство сложения.
14-15
10.
На, над, под.
16-17
Справа, слева.
18-19
11.
Справа, слева.
20-21
12.
Вычитание
22-23
13.
Между, посередине.
24-25
14.
Один – много.
26-27
15.
Число 1 и цифра 1.
28-29
16.
17.
Внутри, снаружи.
30-31
18.
Число 2 и цифра 2. Пара.
32-33
Точка Линия, Прямая и кривая линии.
34-35
19.
Отрезок. Луч.
36-37
20.
Число 3 и цифра 3.
38-39
21.
Замкнутые и незамкнутые линии.
40-41
22.
Ломаная линия. Многоугольник.
42-43
23.
Число 4 и цифра 4.
44-45
24.
Угол.
46-47
25.
Числовой отрезок.
48-49
26.
27.
Число 5 и цифра 5.
50-51
28.
Впереди, сзади.
52-53
Столько же. Знаки = и =.
54-55
29.
Больше, меньше. Знаки > и < .
56-57
30.
Раньше, позже.
58-59
31.
Повторение
60-61
32.
Повторение
62-63
33.
Математические игры
64
34.

12

35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Числа 1-5
Числа 1-5
Число 6. Цифра 6.
Число 6. Цифра 6.
Длиннее, короче.
Измерение длины.
Измерение длины.
Измерение длины.
Число 7. Цифра 7.
Число 7. Цифра 7.
Число 7. Цифра 7.
Тяжелее, легче. Сравнение по массе.
Измерение массы
Измерение массы
Число 8. Цифра 8.
Число 8. Цифра 8.
Число 8. Цифра 8.
Объѐм. Сравнение по объѐму.
Измерение объѐма.
Число 9. Цифра 9.
Число 9. Цифра 9.
Число 9. Цифра 9.
Площадь. Измерение площади.
Измерение площади.
Число 0. Цифра 0.
Число 0. Цифра 0.
Число 10.
Шар. Куб. Параллелепипед.
Пирамида. Конус. Цилиндр.
Символы.
Повторение.
Повторение.

Часть 2. 1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34-35
36-37
38-39
40-41
42-43
44-45
46-47
48-49
50-51
52-53
54-55
56-57
58-59
60-61
62-63

13

3.3. Учебный план

Образовательная
деятельность

Непосредственно
образовательная
деятельность
(«Развитие речи
дошкольников с
элементами
обучения
грамоте»)

Задачи
образовательной
деятельности

Вид
деятельности
детей

Познавательное развитие
Формирование
познавательноэлементарных
исследовательск
математических
ая деятельность
представлений

Объем нагрузки
в неделю
(количество)
Старш Подгото
ая
вительн
группа
ая
группа
1

1

Речевое развитие
Непосредственно
Развитие речи
игровая/познава
1
1
образовательная
тельная
деятельность
деятельность/
(«Раз-ступенька,
коммуникативна
два-ступенька»)
я
Количество непосредственной образовательной деятельности
2
2
в неделю
Количество непосредственной образовательной деятельности
8
8
в месяц
Продолжительность непрерывной образовательной
30 мин.
25 мин.
деятельности
ВСЕГО В ГОД:
ВСЕГО ЗА ДВА ГОДА:

72

72
144

14

3.4.

Календарный учебный график
Старшая, подготовительная
группа

№
п/п

Содержание

1

Кол-во возрастных групп

2

2

Начало учебного года

3

График каникул

4

Окончание учебного года

01 сентября
Зимние 01 января-07 января
Летние 01 июня-31 августа
31 мая

Продолжительность учебного года, всего,
в том числе:

37 недель

5

1-ое полугодие
2-ое полугодие
8

Сроки проведения мониторинга

17 недель
20 недель
11-22 мая

15

3.5.

Оценочные материалы

Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир
открытий». Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР» Москва 2016

3.6.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение включает в себя требования:
 определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами;
 определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
 к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными
особенностями детей;
 оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
 к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект,
оборудование, оснащение (предметы).
Оснащение и оборудование
- ноутбук;
- интерактивная доска;
- проектор;
- магнитная доска;
- детская мебель;
- облучатель, рециркулятор.

16

3.7.

Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Агеева С.И. «Обучение с увлечением» СИ. Агеева, изд -во «Истоки», Москва,
1991г.
2. Агофонова И.Н. Рисую и размышляю, играю и учусь. С-Пб, 1993
3. Буре Р.С. Готовим детей к школе. М., 1987 г.
4. Волина В. Учимся играя. М., 1994
5. Волина В.В. Праздник числа. Развитие самостоятельности мышления на уроках
математики в начальных классах// Начальная школа, 1991 г.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «Готов ли ваш ребенок к школе?», издательство
«Росмэн», Москва, 2005 г.
7. Голуб И.Б., Ушаков Н.И. Путешествие по стране слов. М., 1992 г.
8. Голубев В.Т. Графические диктанты. Изд-во «Вако», Москва, 2004 г.
9. Готовность детей к школе. Под редакцией В.В Слободчикова. Томск, 1994 г.
10. Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль. 1996 г.
11. Жикалкина Т.Г. Игровые и занимательные задания по математике. М., 1989 г.
12. Калугин М.А., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников.
Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996 г.
13. Климанова Л.Ф., Борейко Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996 г.
14. Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду. С-Пб, 1995 г.
15. Михайлова З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников. М., 1990 г.
16. Нечаепа Н.В. Обучение грамоте. М, 1994 г.
17. Новоторцева Н.В. «Развитие речи детей», изд-во «Академия развития»,
Ярославль,1998 г.
18. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992 г.
19. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991 г.
20. Тихомирова Л.Ф., Басова Л.В., изд-во «Академия развития», Ярославль, 1998 г.
21. «Развитие логического мышления детей»;
22. «Развитие коммуникативных навыков»;
23. «Развитие памяти».
24. Торошенко Е-В. Живая азбука для маленьких. С-Пб, 1994 г.
25. Труднев В.Н. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980 г.
26. Управителева Л.В. «Скоро в школу», изд-во «Первое сентября», Москва, 2002 г.
27. Чилигрирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике М., 1993
28. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва.
«Просвещение», 1988 г.
29. Генденштейн Л., Мадышева Е. «Энциклопедия развивающих игр», 1998 г.
«ИЛЕКСА» «ГИМНАЗИЯ» Москва-Харьков.
30. Федин С., Федина О., «Занимательные задачи и головоломки», 2010 г., Москва
«АЙРИС ПРЕСС»
31. Узорова О., Нефедова Е., «1000 упражнений для подготовки к школе», 2007 г.
«ПЛАНЕТА ДЕТСТВА».
32. Учебник: Н.С Жукова «Букварь».
33. Л.Г. Петерсон педагогическая диагностика к комплексной программе «Мир
открытий». Издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва 2016

17

Приложение 1

Подвижные игры



Задачи педагога по организации подвижных игр:

рационально организовывать двигательную активность дошкольников;

удовлетворять природную потребность детей в двигательной активности;

обучать дошкольников навыкам безопасного поведения на перемене. 
Содержание организации игр включает несколько направлений:
1. Игры с ходьбой и бегом:
«Гуси-лебеди», «У медведя на бору», «Кот и мыши», «Третий лишний», «День и ночь»,
«Пустое место», «Жмурки», «Салки».
2. Игры с прыжками:
«Бездомный заяц», «Волк во рву», «Удочка», «Классики», «Часики»,

«Резиночка».

З. Игры с метанием, бросанием и ловлей:
«Охотники и зайцы», «Попади в обруч», «Мячи по кругу», «Мяч в ворота», «Сбей
шишки».
К концу обучения дети должны уметь:










согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
ориентироваться в пространстве;
самостоятельно организовывать со сверстниками знакомые подвижные игры;
справедливо оценивать в игре результаты свои и товарищей;
самостоятельно решать поставленную задачу.

18

Приложение 2
Краткое описание дидактических игр, используемых
для развития речи в процессе обучения дошкольников.

Игра 1.

«Полслова за вами»

Цель: Развивать речь
фонематический слух.

дошкольников,

пополнить

словарный

запас,

развивать

Содержание: Педагог произносит начало слова (название предмета), обучающиеся
заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно
использование иллюстраций. Работа может проводиться в парах и фронтально.

Игра 2. «Опиши предмет»
Цель: Знакомство с понятиями «свойства и признаки предметов», формирование умения
угадывать предмет по его признакам.
Содержание: Педагог или обучающийся задумывает предмет, окружающие задают
наводящие вопросы, пытаясь по признакам угадать задуманное.

Игра 3. «Я знаю»
Цели: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и
внимания.
Содержание: Педагог (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично
ударяя мячом о пол:
- Я знаю пять имен мальчиков:
Саша - раз,
Дима - два,
Игорь - три,
Денис - четыре,
Володя - пять.
Далее мяч передается следующему игроку. Он называет следующие пять предметов. Это
могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья и т.д.).

19

Игра 4. «Догадайся, что показал» (пантомима)
Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.
Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких
звуков. Остальные пытаются догадаться, что изображается. Возможно использование для
пантомимы нескольких желающих.
Игра 5. «Расшифруй письмо»

Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться
необходимой буквы или слога.

на поиске

Содержание: Педагог зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя
эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с
обозначаемыми ими буквами.

Игра 6. «Кто лучше»
Игра организуется на основе игры 5, где дети уже сами зашифровывают слова, используя
значки, предложенные педагогом. Разгадываем слова вместе, выясняя, кто лучше сумел
зашифровать слово.

Игра 7.«Кто наблюдательнее»
Цель: Закрепление знаний о буквах и звуках, поиск букв в тексте, развитие внимания и
наблюдательности.
Содержание: Педагог предлагает детям текст, где обучающиеся находят выбранную
педагогом букву.

Игра 8. «Сочини сказку о предмете».
Цель: Развитие речи детей, пополнение словарного запаса.
Содержание: Педагог или дети выбирают любой предмет и пытаются сочинить вместе
сказку о приключениях данного предмета.

Игра 9. «День - ночь»
Цель: Развитие речи детей, умения сосредоточиться на поиске необходимого понятия.
Содержание: Педагог называет слово, дети - противоположное ему по значению: «День ночь, сладкий - кислый» и др.

20

Игра 10. «Подружи букву»
Дети соединяют звуки в слоги устно, а на письме - записывают пары букв (слоги-слияния)

Игра 11. «Идем в гости»
Дети делятся на группы: хозяева и гости. «Хозяева» должны встретить «гостей», используя
«волшебные слова». «Гости отвечают тем же».

Игра 12. «Составь слово»
Дети составляют слова из предложенных педагогом слогов. Слоги могут быть ярко и
красочно иллюстрированы. Например, в виде шаров или цветов, которые надо собрать в
один пучок или букет.

Игра 13. «Разложи по порядку»
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети
должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже,
т.е. разложить по порядку.

Игра 14. «Сказочные владения Радуги. Опиши»
Дети описывают предметы, окружающие их, используя знания о цветах радуги, стараясь
как можно ярче описать тот или иной предмет.

Игра 15. «Молоточки»
Дети «отстукивают» ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых
педагогом, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о
гласных звуках и об ударении.

Игра 16. « Буква заблудилась»
Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место.
Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию
фонематического слуха.

21

Игра 17. «Время рассердилось и ушло. Догони»
Дети преобразовывают фразы, слова, предложения, используя категории «до, после, потом,
сейчас». Составляют свои предложения, исправляют неверно построенные фразы, которые
предложил педагог.

Игра 18.

«Когда это бывает»

Дети отгадывают время года (весна, лето, зима, осень) по изменениям в природе, указанным
педагогом. В ходе игры повторяются временные категории. Возможно использование
иллюстраций.

Игра 19.

«Колокольчики»

Смысл игры заключается в поиске звонких согласных в словах, произносимых педагогом.
Дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук. Игра
способствует развитию внимания и фонематического слуха детей.

Игра 20.

«Исправь ошибки»

Смысл игры заключается в поиске звуков или букв, которые были неверно указаны
сказочным гостем (Незнайка, Буратино). Игра иллюстрируется.

Игра 21.

«Слова»

Педагог задает вопросы что? кто? какой? что делает? и другие. Дети находят слова,
отвечающие на заданный вопрос. В игре используется мяч, передаваемый отвечающим
детям.

22

Примечание:
Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с
требованиями педагога и возможностями обучающихся. Желательно иллюстрирование
каждой из игр и использование различных игрушек (мяч, кукла и др.).
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и
полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они моги проявить свои
дарования, - это умное руководство. Разнообразные игры не только помогут приобрести
основные навыки письма и счета, но и способствуют развитию начала критического и
творческого мышления, логического рассуждения, учат делать логические умозаключения.
Они учат думать.
Смена видов деятельности детей внутри каждого занятия позволяет несколько
увеличить длительность привычного занятия.
Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как
порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. Уже умеющие читать дети
легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на первой ступени образования.
В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Очень важно
серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный,
дидактический и прочий необходимый материал, без которого невозможно активизировать
мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.
Программа предусматривает использование поисковых вопросов, различных
способов работы с наглядностью.
Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие
способности личности. Во все занятия включаются игры по развитию речи, занимательные
упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные
игры. Вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Главное место в обучении отводится работе со звуком, буквой, словом,
предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова,
формируя фонетический речевой слух ребенка.
Для
совершенствования
артикуляционные
упражнения,
рифмованных строчек и прочее.

речевого
аппарата,
целесообразно
включать
проговаривание
скороговорок,
четверостиший,

Дети очень любят загадки, поэтому необходимо включать в программу множество
загадок, сопровождающихся иллюстративным или игровым материалом.
Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами
и пр.
В ходе занятий для активизации мыслительной деятельности используются
следующие задания:
1.Закончи слово:
ФИ... лин

Ло... шадь

ФЕ... дя

Ле... то

ФА... я

То... ня

23

ФО... ма

Те... тя

2. Отвечай быстро!

24

Звонкий, быстрый, веселый ... (мяч)
Вкусный, алый, сочный ...

(арбуз)

Бурый, неуклюжий, косолапый ...(медведь)

Желтые, красные, осенние ...

(листья)

3. «Где цифры, где буквы?»
Выбрать только буквы.
Составь из них слово
И

1

8

Г

6

Р

10

У

5

Ш

4

К

2

А

7

4. Чистоговорки
Та-та-та -у нас дома чистота. Те-те-те - отложи свое шитье. То-то-то - стали мы
играть в лото. Ать-ать-ать - мы идем гулять
Цо-цо-цо -на руке кольцо

Ат-ат-ат - берем с собою самокат Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу молоточком я
стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь.
Цы -цы - цы - поспели огурцы.

25

Приложение 3
Примерные задания на развитие мышления, внимания, воображения,
используемых для развития математических способностей
дошкольников.

Задания на развитие мышления
с использованием геометрического материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

«Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду»,
«Найди лишнюю фигуру»,
«Что изменилось? Что не изменилось?»,
«Чем похожи? Чем отличаются?»,
«Что одинаково? Что не одинаково?»,
«Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду»,
«Выбери фигуру, которую нужно дорисовать»,
«По какому признаку можно разбить фигуры на группы?»,
«Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п.

Задания, способствующие воспитанию интереса и внимания.
Игра «Заметь все!» На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с
изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть
предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям
предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две -три
картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок , и
спросить какая картинка исчезла, попросить описать ее. Игру «Заметь все!» проводить
можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами.
Дошкольникам задаются соответствующие вопросы: какие фигуры изображены? Сколько
их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого
ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный
материал.
Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием
«столько же».
«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они
закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать,
какая игрушка спрятана.
«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите
найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые предметы». На
рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.
«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за
нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время

26

начинаете делать ошибки. «Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде
«Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» - встают. Педагог выполняет движения
вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.
«Замри». По сигналу учителя дети должны замереть в той же позе, в которой были в
момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он
выбывает из игры.
«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фантики-лимпопо»)
вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям,
топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них
вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает
из игры.
«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком
в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и
если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот,
кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это
удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.
«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч
надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.
«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны
подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

Игры на развитие воображения
«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить себе собаку и
рассказать о ней как можно больше: какая я у нее шерсть, что она любит есть, какой формы
у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д.
«Нарисуй по описанию». Вы читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша
у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая. Текст
нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с
закрытыми глазами должны представить себе этот дом, а потом нарисовать его.

Игры на развитие логического мышления
«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают
карточки на своей карте-таблице.
«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение,
которое не подходит к остальным.
«Универсальное лото» Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав
карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток,
вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают оч ень красивы, интересны и

27

выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда
хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона
(одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна
большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.
Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят
упражнять детей в классификации по разным признакам.
Серия 1.
Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие
названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы,
ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

Серия 2.
Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую -либо геометрическую форму и
собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:
круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;
квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;
треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида,
пакет молока;
прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;
овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Серия З.
Каждый ребенок выбирает себе «кляксу» из цветной бумаги (красной, синей,
желтой, зеленой, коричневой, белой) и он подбирает предметы такого же цвета.

28

Примечание:
Главной особенностью предлагаемого курса является его направленность не только
на то, чтобы дать дошкольникам начальную основу числовой грамотности, но и на то,
чтобы, используя математический материал курса, создать условия для целенаправленного
развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно
перемещая акцент на развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета
математика.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок
ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества
ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций;
формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше
планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает
мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая,
безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной
особенностью нового курса. Математические знания в нем являются не самоцелью, а
средством формирования саморазвивающейся личности.
Основная цель занятий математикой - дать ребѐнку ощущение уверенности в своих
силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно,
предсказуем для человека.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но
включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на
уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию
учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного
математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач
всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность,
заинтересовывать математическими материалом, увлекать и развлекать детей, развивать
ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и
умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью
формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом
непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который в едет к результату. В том случае,
когда занимательная задача доступна ребенку, него складывается положительное
эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку
интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая
увлекает его.

29

Дидактические игры
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном
возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов
чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность
формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает
конкретную
задачу
совершенствования
математических
(количественных,
пространственных, временных) представлений детей.
Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств
реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по
формированию элементарных математических представлений определяется возрастом
детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве
учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи
формирования представлений.
Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее
известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды
занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников
математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования
новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.
В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной
практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам,
развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы
мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и
всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим
материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную
активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче,
инициативу.

По характеру познавательной деятельности игры можно разбить на группы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
Дидактические игры и упражнения на развитие внимания.
Дидактические игры и упражнения на развитие памяти.

30

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности.
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.
Например, педагог говорить: «Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый
треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат
и т.д.». Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и
чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?
Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую нибудь фигуру.
В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами,
их свойствами, усваивают понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», которые
являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают
классификацию фигур по одному или нескольким признакам.
В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова,
подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.
Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им
научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать
последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах
10. Это игры «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт»,
«Самый быстрый почтальон», «Глаз - фотограф», «Каждой игрушке - свое место» и другие.

«Математическая рыбалка»
Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10,
воспроизведение их по памяти.
Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жѐлтых, 2 красные, 2 полосатые.
Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной
стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог поочередно
вызывает детей к доске, они «ловят» (снимают) рыбку, читают пример на сложение и
вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой и показывают еѐ
учителю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто «наловит» рыбок (решит
примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра «Поймай бабочку».

31

Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.
С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные
с ними.
Например, игры «Цепочка», «Математическая эстафета». К преобразующей
деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля
(«Контролеры», «Арифметический бег по числовому ряду», «Проверь Угадайку!»)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.
Это «Угадай загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета» и
другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать,
находить общее и различия, интересен поиск недостающего. Эти игры настолько
заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами

Дидактические игры и упражнения на внимание
Графические диктанты «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в
нужном направлении».
Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно
следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого
результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.
При проведении этих игр учитель не должен забывать о подготовке к ним: нужно
прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно
предлагать их детям. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим
удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец
предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

Игры на развитие памяти
«Опиши по памяти». На короткое время покажите детям куклу, или другой предмет,
или картинку, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы,
какое платье какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, в какой позе она была? И т.д.
«Найди картинку». На короткое время (считая до пяти) покажите детям картинку, а
затем из набора похожих картинок предложите выбрать ту, которую им показали и др. игры
и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической
терминологией, на расширение объема запоминания зрительного, слухового, логического.

32

Занимательные задачи в стихотворной форме
При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в
рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.
***
Белка на елке грибочки сушила,

Три веселеньких опенка.

Песенку пела и говорила:

Подосиновик велик,

«Мне зимой не знать хлопот,

Этим он и знаменит

Потому что есть грибок:

А лисичек ровно шесть.

Белый, рыжик, два масленка,

Ты попробуй все их счесть!»

***
Яблоки с ветки на землю упали.

Катерине и Марине,

Плакали, плакали, слезы роняли

Оле, Свете и Оксане,

Таня в лукошко их собрала.

Самое большое - маме.

В подарок друзьям своим принесла

Говори давай скорей,

Два Сережке, три Антошке,

Сколько Таниных друзей?
***

С неба звездочка упала, В

Пять Сережке, три Антошке,

гости к детям забежала. Две

Две Валюше и Катюше.

кричат во след за ней: «Не за

А для мамы и для папы

будь своих друзей!» Сколько

Сорок будет маловато.

ярких звезд пропало, С неба
звездного упало? Дождик,

Ну а вы друзья считайте,

лей веселей! Теплых капель

Сколько капель отвечайте!

не жалей!
***
Мы с мамой в зоопарке были,

Увидеть я едва смогла.

Зверей с руки весь день кормили.

Скажите мне скорей, друзья,

Верблюда, зебру, кенгуру

Каких зверей видала я?

И длиннохвостую лису.

А если их вы счесть смогли,

Большого серого слона

Вы просто чудо! Молодцы!

33

***
Скоро праздник. Новый Год,
Встанем в дружный хоровод.
Звонко песенку споем,
Всех поздравим с этим днем.
Приготовим всем подарки,
Этот праздник очень яркий.
Кате, Маше и Аленке
Мы подарим по Буренке,
А Андрюше и Витюше –
По машине и по груше.
Саша будет рад Петрушке
И большой цветной хлопушке.
Ну а Танечке - Танюше –
Бурый мишка в сером плюше.
Вы, друзья, гостей считайте
Имена их называйте.
Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо учились и как
можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно
ли ускорение познания? Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания,
состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального
развития. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих
игр, относятся к таким методам. Дидактические игры включаются непосредственно в
содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».